Особенности авиакомпании Эль-Аль

1

Национальная авиакомпания Израиля имеет репутацию одной из самых безопасных в мире: говорят, что за 70 лет существования перевозчика не разбился ни один пассажирский самолет “Эль-Аль”…

Сотрудники авиакомпании утверждают, что этого им удается достичь за счет применения повышенных мер безопасности.

Общая информация

Авиакомпания “Эль-Аль” (El Al, אל על) была основана 15 ноября 1948 года. В переводе с иврита ее название означает “ввысь”. Несмотря на лаконичность, громко звучит и слоган “Эль-Аль”: “Это не просто авиалинии. Это — Израиль!” Действительно, история перевозчика развивалась почти с момента основания государства. Суровая система безопасности, которая пугает многих пассажиров, сформировалась не за один день — этому предшествовало множество негативных событий, связанных с политической обстановкой в мире и национальной принадлежностью авиакомпании.

Процесс прохождения регистрации на рейс в аэропорту вылета

Во всех аэропортах, откуда вылетают самолеты “Эль-Аль”, перед полетом каждому пассажиру предстоит пройти собеседование со специально обученным сотрудником авиакомпании. Именно поэтому пассажирам рекомендуется приезжать в аэропорт за 3-4 часа до вылета.

Перед стойками регистрации выстраиваются психологи, опрашивающие пассажиров, а также вооруженные охранники. Пассажиров вызывают по очереди. Те, кто путешествует с семьей или компанией, обычно подходят в к одной стойке вместе, но если у психолога возникают сомнения в надежности пассажиров, их разводят по разным стойкам и задают одинаковые вопросы. Легче всего пройти собеседование семьям с маленькими детьми и возрастным супружеским парам. Большое внимание психологи уделяют виду пассажира: приветствуется дорогая одежда и обувь, общая ухоженность.

Подозрение у сотрудников службы безопасности “Эль-Аль” вызывают одиночные пассажиры — особенно, молодые незамужние женщины. Также негативное отношение вызывают фрилансеры в любой сфере деятельности. Собеседование с такими пассажирами может занять час или более. Затем одного психолога может сменить другой и задать прежние вопросы в других формулировках. Если пассажир будет пойман на лжи, к полету его, скорее всего, не допустят.

У пассажиров, подозреваемых в ненадежности, в обязательном порядке проверяют переписки в мессенджерах, фрилансеров могут заставить продемонстрировать портфолио или подробно рассказать о своей работе. Любая запинка усиливает подозрение психологов. В конце концов, у пассажира могут изъять ручную кладь для дополнительного ручного осмотра в специальной комнате и разрешить взять на борт только деньги, документы и телефон. Ручную кладь могут вернуть непосредственно перед посадкой, а могут отправить в багажный отсек, если пассажир показался сотрудникам службы безопасности совсем ненадежным.

Классификация надежности пассажиров у авиакомпании “Эль-Аль”

После собеседования в паспорт наклеивают стикер с буквами “H”, “K”, “S”, “T”, обозначающие степень надежности пассажира.

Надежность пассажиров, по мнению службы безопасности “Эль-Аль”, распределяется примерно следующим образом:

  • самые надежные – семьи с маленькими детьми, пожилые, респектабельные супружеские пары средних лет и старше, кошерные иудеи в соответствующей одежде;

  • надежные – состоящие в браке молодые пары, путешественники-одиночки средних лет респектабельного вида, близкие родственники граждан Израиля;

  • условно надежные – компании друзей, неженатые пары платежеспособного вида, молодые парни-одиночки, молодые замужние женщины, путешествующие без мужа;

  • ненадежные – люди нестандартного вида, незамужние женщины от 18 до 30 лет с подругами и без, туристы с недавно выданным чистым паспортом, билетом в один конец, сомнительным приглашением, большим количеством отметок арабских стран.

Буквами “H” и “K” помечают надежных пассажиров, “S” — условно надежных, а тем, кто отмечен буквой “T”, предстоит пройти все круги ада пограничного контроля, являющегося главной “фишкой” национальной авиакомпании Израиля. Кроме того, место, заранее выбранное на сайте и входящее в стоимость полета, за такими пассажирами не сохраняется — их сажают на самый последний ряд.

Досмотр в гейте перед посадкой

Всех подозрительных пассажиров после собеседования просят подойти к гейту как можно раньше. Те, кто не вызвал подозрений, рассаживаются по креслам и ждут начала посадки, в то время как отмеченные буквами “S” и “T” проходят в другую часть гейта и ждут, когда сотрудники службы безопасности назовут их фамилии. Здесь работу проводят всё те же психологи, которые до этого беседовали с пассажирами. Досмотр “условно надежных” пассажиров ограничивается тем, что безопасники выкладывают всё содержимое ручной клади на ленту и просматривают еще раз.

“Самых подозрительных” пассажиров обычно очень мало — менее пяти человек, и они в очереди на досмотр — последние. Когда все пассажиры, в том числе и “условно надежные”, садятся в самолет, тех, кому не повезло оказаться отмеченным буквой “Т”, вызывают в специальную комнату для очередного осмотра — наиболее тщательного.

Многие пассажиры “Эль-Аль” жаловались, что их раздевали до трусов — именно это происходит в комнате досмотра. Крайне подозрительного пассажира заставляют снять каждый предмет одежды и проверяют вещи металлодетектором. Человека полностью сканируют — а вдруг он везет внутри себя бомбу или наркотики? Здесь же забирают все оставшиеся личные вещи, проверяют наличные, вынимают аккумулятор из телефона, расплетают прически. В это время в другой комнате, без присутствия пассажира, тщательно перебирают его основной багаж и ручную кладь. Одновременно фамилию человека проверяют в различных базах данных на предмет международного розыска.

После того, как пассажиру вернут деньги, документы и телефон, он может столкнуться с очередной неприятностью: сотрудник службы безопасности сообщит ему, что некоторые предметы изъяты из багажа и забрать их можно будет только по прилете. Пассажиру предоставят опись изъятого имущества и попросят расписаться. Но, чтобы не нервничать из-за своих вещей, лучше заранее ознакомиться на сайте компании с полным перечнем предметов, запрещенным к провозу на бортах “Эль-Аль”.

По окончанию досмотра всех подозрительных пассажиров сотрудники службы безопасности проводят на борт.

Именно из-за таких досмотров практически все рейсы авиакомпании задерживаются минимум на 40 минут.  

Как вести себя во время собеседования и досмотра

Многие туристы волнуются, оказываясь лицом к лицу с сотрудниками службы безопасности “Эль-Аль”. Но лучше всего взять себя в руки и отвечать на их вопросы так, как если бы на их месте были соседи в поезде самолете. Бывает, что психологи-безопасники задают некорректные и слишком личные вопросы — в этом случае не стоит грубить в ответ. Через специалистов “Эль-Аль” проходит огромное количество пассажиров, и, как только самолет взлетит, они забудут айтишника Мишу Петрова и домохозяйку Машу Иванову. Чтобы не вызвать лишних подозрений, лучше лететь в нейтральной, аккуратно выглядящей одежде: джинсах, кроссовках и свитшоте. Во время тщательного досмотра в комнате с безопасниками можно разговаривать на неформальные темы и делиться интересными случаями из жизни, а вот кричать о нарушении прав человека и оскорблять специалистов точно не стоит.

Безопасность во время полёта

Все рейсы авиакомпании выполняются только самолетами Boeing, которые считаются самыми надежными в мире. Часть деталей для них производится именно в Израиле. Каждый самолет надежно защищен от террористического захвата: кабина пилота закрыта двойной пуленепробиваемой дверью с кодовым замком.

На случай, если террористу все же удалось проникнуть на борт, в салоне борта “Эль-Аль” обязательно присутствует вооруженный сотрудник службы безопасности в гражданской одежде, неотличимый от других пассажиров. На случай взрыва в багажном отсеке пассажирский пол покрыт броневыми листами, а сами самолеты оснащены системой обнаружения и отвода ракет, которые могут быть выпущены с земли. Израильская коммерческая авиакомпания El Al является единственным в мире перевозчиком, оснащающим весь свой авиапарк бортовой системой противоракетной защиты. Инфракрасная система MAWS (Missile-Approach Warning Sensor — датчик предупреждения о приближении ракет) обнаруживает ракеты на самом раннем этапе и принимает меры по нейтрализации угрозы.

Все пилоты “Эль-Аль” в прошлом служили в войсках ВВС и летали на истребителях, а бортпроводники — строго граждане Израиля еврейской национальности — допускаются к полетам только после обучения технике рукопашного боя. Таким образом, пассажир, летящий в Израиль с благими намерениями, должен чувствовать себя в полной безопасности — даже если боится летать.

Комфорт пассажиров на борту самолётов “Эль-Аль”

Уделяя огромное внимание защите от возможного терроризма, владельцы авиакомпании не слишком заботятся о комфорте пассажиров эконом-класса. Кресла на бортах, совершающих полеты продолжительностью менее 5 часов, достаточно старые, расстояние между креслами небольшое, нет мониторов на спинках сидений, где можно смотреть фильмы и отслеживать траекторию самолета. В этом нет ничего удивительного: средний возраст самолетов авиакомпании — 12,8 лет. Однако, по утверждению руководства “Эль-Аль”, в 2018 году были заказаны новые самолеты Boeing Dreamliner.

В свою очередь, бортпроводники стараются обеспечить максимальный комфорт пассажирам: по первому требованию выдают пледы с отверстиями для головы, приносят воду. Отдельного внимания заслуживает питание на борту: на сайте можно заранее выбрать тип питания, вариантов очень много. Сначала еду разносят тем пассажирам, которые выбрали на сайте спецпитание. Лучше выбирать стандартные варианты с курицей или мясом — они у “Эль-Аль” самые вкусные и ничем не отличаются от тех блюд, которые принесут остальным пассажирам на полчаса позже. Порции всегда большие, к основному блюду обязательно подается баночка хумуса. Среди холодных напитков обычно бывают соки израильской марки “Spring”, имеющие выраженный натуральный вкус фруктов и овощей. Также доступны и алкогольные напитки. Полет из Москвы до Тель-Авива проходит достаточно легко, на подлете к городу со стороны моря открываются захватывающие виды.

Паспортный контроль в аэропорту “Бен-Гурион”

Ходят слухи, что пассажиров, успешно прошедших собеседование в аэропорту вылета, на паспортном контроле практически не допрашивают и сразу же выдают разрешение на въезд страну — маленькую голубую бумажку с фамилией пассажира и штрих-кодом. Но везет далеко не всем: если перед регистрацией на рейс пассажира отметили буквой “T”, с ним побеседуют еще и сотрудники службы безопасности “Бен-Гуриона”. Они должны убедиться наверняка, что пассажир, который так не понравился их коллегам из другой страны, — не наркоман, не террорист и не собирается устраиваться на работу нелегально. За исключением того, что своей очереди в “Бен-Гурионе” можно ждать несколько часов, само собеседование проходит в психологически комфортной обстановке. Израильские безопасники обычно проявляют доброту и человечность, если видят, что перед ними — обычный турист, который хочет увидеть многочисленные достопримечательности Земли Обетованной. Чтобы произвести благоприятное впечатление, лучше подготовиться к собеседованию заранее. Багаж, в том числе и ручная кладь, всегда долетает до Израиля и дожидается на ленте своих задержанных владельцев. Еще с одним неприятным сюрпризом “ненадежные” туристы могут столкнуться, открыв свой чемодан: после ручного досмотра сотрудники компании складывают вещи кучей. Некоторые мелкие предметы могут пропасть.

Получение изъятых вещей по возвращению

Если у “ненадежного” туриста изъяли некоторые вещи из багажа или ручной клади, ему предоставляют квитанцию, по которой он может получить свое имущество в офисе авиакомпании в том аэропорту, откуда был совершен вылет. Сотрудники “Эль-Аль” в таких случаях уверяют, что забрать вещи можно в любое время суток. На практике же офис работает только с 9:00 до 17:00. Тем, кто живет в другом городе и не имеет возможности съездить в аэропорт за вещами, нужно писать в службу поддержки и звонить по телефону, указанному на сайте. Чтобы вещи не перешли в собственность авиакомпании, нужно обязательно сохранить полученные опись с квитанцией, а также номер авиабилета. На письма сотрудники компании отвечают неохотно, но, в конце концов, высылают изъятые вещи по почте. Номер почтового идентификатора обычно не сообщают, поэтому придется следить за появлением извещения в почтовом ящике.

Как формировались меры безопасности авиакомпании

Многие туристы, испытав на себе все суровые методы службы безопасности авиакомпании “Эль-Аль”, выходят из аэропорта в испорченном настроении с ненавистью и к сотрудникам авиакомпании, и ко всему населению Израиля. Конечно, неприятно доказывать несколько часов подряд собственную непричастность к терроризму, но стоит иметь в виду, что “параноидальная” политика авиакомпании сформировалась не на пустом месте.

Так, поздним вечером 22 июля 1968 года палестинские террористы захватили самолет, вылетавший из Рима в Тель-Авив, и, ранив обоих пилотов, заставили их лететь в Алжир. Пассажиры, не являющиеся гражданами Израиля, в тот же вечер были освобождены и отправлены ближайшим рейсом в Париж. Спустя несколько дней освободили оставшихся женщин и детей. Мужчинам-израильтянам, в том числе и пилотам, удалось освободиться и вернуться на родину только 31 августа. Все заложники остались живы, но с тех пор авиакомпания ввела жесткий контроль над каждым пассажиром.

Утром 27 декабря 1985 года одновременно в аэропортах Рима и Вены “Фьюмичино” и “Швехат” арабские террористы открыли стрельбу по пассажирам, стоящим в очереди на регистрацию рейсов компании “Эль-Аль”. В общей сложности погибло 20 человек, около 140 получило ранения различной степени тяжести. После этого у стоек регистрации стали дежурить вооруженные охранники. Согласно инструкции, террористов, доставших оружие, нужно убить на месте.

В 2002 году террористы в Кении предприняли попытку сбить с земли самолет “Эль-Аль”. И, хотя попытка оказалась неудачной, в течение двух лет все самолеты авиакомпании были оборудованы бортовой противоракетной системой.

Но не всегда и не во всех пассажирах строжайшая служба безопасности видит потенциальных террористов. В 1991 году несколько бортов авиакомпании “Эль-Аль”, в том числе и грузовой Boeing-747, за 36 часов вывезли из Эфиопии более четырнадцати тысяч эфиопских евреев, которым в связи с гражданской войной был запрещен выезд за границу. Часть пассажиров в связи с нехваткой времени вообще не проходила процедуру регистрации.

Однако ни одному обычному туристу не удастся избежать собеседования и, возможно, досмотра при регистрации на рейс “Эль-Аль”. Поэтому, прежде чем купить авиабилет в Израиль, каждый пассажир должен решить, готов ли он пройти столь тщательную процедуру проверки ради нескольких часов безопасного полёта. Прямые рейсы в Израиль из России осуществляют несколько авиакомпаний. Билеты они продают практически по той же цене, что и “Эль Аль”, но беседа перед регистрацией и досмотр багажа не предусмотрены.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here